Show

Бизнес-идея с Запада: мобильная кофейня на колёсах

Мобильные кофейни распространены на Западе, но лишь недавно появились на российском рынке. С одной стороны, это хорошо, ведь невелика конкуренция. А с другой — условия для таких стартапов в России не самые выгодные, инструкций и советов по открытию кофеен на колёсах не так уж и много.

Актуальность бизнеса

Мобильная кофейня

Автокофейни — ещё слабо развитый в стране бизнес с небольшой конкуренцией

В Европе и США автокофейни стоят почти на каждом шагу и приносят высокую прибыль. Выгодность бизнеса очевидна: кофе нужен многим, а владелец может в течение дня перевозить свою лавку в людные места и получать больше заказов. Сонный народ идёт на работу или учёбу, а чтобы сэкономить время, покупает готовый качественный напиток по пути, а не готовит его самостоятельно.

Этот бизнес особенно актуален для больших городов. Мобильную кофейню можно разместить в парке, возле офисных зданий, на центральных улицах — везде, где ходят люди. Больше всего клиентов будет, конечно, по утрам. В холодные сезоны кофе будут покупать чаще — чтобы согреться. Путешествуя среди оживлённых точек в течение суток, владелец запросто может получать неплохие деньги.

Плюсы и минусы

Кофейня на колёсах

Кофейня на колёсах — отличная идея для стартапа

У автокофеен есть как преимущества, так и недостатки. Плюсы следующие:

  • хороший спрос — люди предпочитают мобильную кофейню, потому что им необходимо быстро и на ходу взбодриться, поднять настроение и ускорить мышление, а такая лавка не останется незамеченной, поскольку находится на видном месте;
  • маленькая конкуренция — этот бизнес пока очень молод и почти не развит в стране;
  • отсутствие сложной бюрократической работы, так как официальных законов об этом бизнесе пока нет;
  • минимум денежных затрат — кофейне на колёсах не нужен большой стартовый капитал, нет необходимости платить за аренду помещения;
  • минимум работы — достаточно купить кофемашину и делать хорошие напитки.

Этот бизнес неидеален и имеет свои минусы:

  • В обычных заведениях можно спокойно посидеть, расслабиться, вкусно покушать. Такой уютной атмосферы, особенно в холодные времена года, кофейня на колёсах создать не может.
  • Необходимость перемещений может быть как плюсом, так и минусом — не так уж и просто пару раз в день переезжать на новую точку.

Но преимуществ всё же больше. Риски сведены к минимуму — это один из немногих бизнесов, который точно выстрелит. Достаточно знать самые людные места города и процесс изготовления кофе.

Способы организации бизнеса на мобильных кофейнях

Стакан

Качественное оборудование и ингредиенты — важная составляющая успешного бизнеса

Какой способ выбрать, зависит от первоначального капитала. Собственную кофейню организовать выгоднее, но трудозатратнее. Поэтому есть и другие рабочие способы.

Самостоятельная организация

Если есть стартовый капитал, для открытия можно приобрести собственный мини-автобус. Это обойдётся в 300–500 тыс. рублей. Стоит учитывать и необходимость мыть и ремонтировать автомобиль, а также расходы на бензин и стоимость гаража.

Чтобы привлекать больше клиентов, украсьте машину снаружи и внутри.

Также нужно будет купить кофемашину, сырьё, посуду и другое оборудование. Не экономьте на продуктах: именно качественный и вкусный напиток будет приносить высокий доход. Выбирая поставщика, обращайте внимание на срок его работы, количество клиентов и отзывы, если они есть.

Сэкономить можно на персонале, так как владелец сам может выполнять всю работу. Для этого достаточно уметь водить машину и делать кофе.

Аренда мобильной кофейни

Это хороший вариант для предпринимателей с низким стартовым капиталом. Арендодателю нужно будет ежемесячно выплачивать 35–80 тыс. рублей. Цена зависит от прибыльности точки и стоимости оборудования.

Покупка франшизы

Это не самый выгодный вариант (прибыль своего бизнеса всё же будет выше), но тоже возможный. Выбирайте исходя из доходов компании и необходимых инвестиций. Можно приобрести карточки франшиз следующих сетей:

  • Улица кондитеров — от 1,49 млн рублей, прибыль от 340 тыс. рублей в месяц;
  • Кофейный бархат — от 3,6 тыс. долларов, прибыль от 50 тыс. рублей в месяц;
  • GO! Кофе — от 200 тыс. рублей, прибыль от 80 тыс. рублей в месяц.

Кофейня на колёсах: как организовать бизнес

Автомобиль

Для организации кофейни на колёсах понадобится автомобиль, оборудование и бизнес-план

Для открытия собственной кофейни необходимо:

  1. Зарегистрировать бизнес, встать на учёт в налоговой и получить все нужные разрешения.
  2. Выбрать несколько торговых точек в городе. Получить разрешение на парковку там.
  3. Приобрести автомобиль и необходимое оборудование.
  4. Нанять персонал при необходимости.
  5. Купить ингредиенты, кофейные зёрна, посуду. Изучить технологию изготовления кофе.

Можно со временем продавать другие напитки и десерты. Летом рекомендуется предлагать покупателям газировку и мороженое, так как спрос на кофе упадёт.

Бизнес-план по запуску кофейни на колёсах

Даже самый базовый бизнес-план необходим. Хотя бы для самого себя, чтобы информация собралась воедино и отложилась в голове. Бизнес-план должен включать следующие пункты:

  • описание: идея и название, целевая аудитория, ассортимент, примерные расходы и доходы, местоположение, форма собственности (ИП);
  • оборудование: необходимые материалы, приборы, ингредиенты с примерными расходами;
  • описание работы: что такое автокофейня, как изготавливается напиток;
  • ассортимент: подробное описание товаров с ценами и весом;
  • план продаж: выбранные торговые точки, их проходимость, примерный уровень ежедневного трафика клиентов, конкуренция, предполагаемая прибыль;
  • итог: соотношение расходов и доходов, оценка рентабельности, сроки окупаемости.

Можно добавить план развития, оценку возможных рисков и их последствий, например, что делать, если низкий поток клиентов.

Регистрация бизнеса

К счастью, пакет документов минимален. Краткая инструкция:

  1. Зарегистрироваться как ИП в налоговой службе. Код ОКВЭД — 56.10.
  2. Выбрать упрощённую либо патентную систему налогообложения.
  3. Зарегистрировать наёмных работников, если они есть, в пенсионном фонде.
  4. Оформить разрешение на розничную торговлю и парковку в определённых местах.
  5. Оформить сертификаты на кофейные зёрна и другие ингредиенты.
  6. Сделать лицензию на всё оборудование.

Всё это обойдётся в 15–20 тыс. рублей.

Выбор места для расположения кофейни

Нужны людные, оживлённые места. А также желательно менять точки продаж хотя бы три раза в день. Подойдут:

  • офисные центры;
  • парки;
  • аэропорты, вокзалы, станции метро;
  • маршрутные остановки;
  • университеты, школы;
  • больницы;
  • центральные улицы.

Не меняйте местоположение слишком часто. Лучше сразу выберите в городе несколько точек, где кофейня будет появляться регулярно. Если кофе хороший, а персонал дружелюбный, её начнут запоминать, появятся постоянные клиенты.

Учитывайте, что летом спрос падает на 15–20%. Стартовать лучше в начале осени, тогда бизнес быстро окупится, и к тёплому времени года уже будет возможность расширения.

Выбор и закупка оборудования

Кофемашина

Главное оборудование для бизнеса — кофемашина

В первую очередь понадобится автомобиль. Подержанный выйдет дешевле. Владельцы кофеен обычно берут следующие марки:

  • Citroen;
  • Peugeot;
  • Renault.

Также потребуется кофемашина и аккумуляторы для неё. Не экономьте на аппарате, ведь это основа бизнеса. Хорошо, если у него будут дополнительные полезные функции.

Прочие расходы:

  • одноразовые пластиковые стаканчики;
  • ледогенератор (в тёплое время года);
  • униформа для персонала (если нужна).

Остальное оборудование понадобится, если владелец хочет продавать что-то помимо кофе. Можно приобрести и витрины для десертов и других блюд.

Подбор персонала

Если принято решение нанять персонал, понадобятся 1–2 водителя и бариста. Можно объединить эти функции и взять на работу пару человек, которые будут работать посменно за водителя и продавца. Они должны быть коммуникабельными, дружелюбными и трудолюбивыми. Примерная зарплата — 25 тыс. рублей в месяц. Желательно, чтобы работали они с 6–8 утра, сменами по 12 часов.

Реклама и маркетинг

Кофейни на колёсах не нуждаются в серьёзном продвижении. Если они стоят на видном месте примерно каждый день, то их заметят рано или поздно. Но всё же есть способы для привлечения большего числа клиентов:

  • сделать яркое, привлекательное оформление и понятную вывеску;
  • установить выносной щит с примерным меню и ценами;
  • разместить рекламу в интернете;
  • устраивать бонусы, акции, скидки.

Всё это обойдётся примерно в 20 тыс. рублей.

Оценка рентабельности

Стакан на лавке

Средний срок окупаемости автокофеен — менее года

Примерные расходы для организации своей автокофейни:

  • авто — 300–500 тыс. рублей (б/у);
  • обслуживание транспорта (ремонт, мытьё, бензин) — около 20 тыс. рублей в месяц;
  • оформление, дизайн — около 30 тыс. рублей;
  • кофемашина — от 50 тыс. рублей;
  • ингредиенты и стаканчики — около 50 тыс. рублей в месяц.

Продавать нужно не меньше 100 единиц напитка в день при цене 60–65 рублей, чтобы доход составил около 200 тыс. рублей в месяц. С учётом ежемесячных расходов остаётся примерно 100 тыс. рублей прибыли. При таком раскладе бизнес окупит себя в среднем за год.

Видео: Как открыть мобильную кофейню

https://www.youtube.com/embed/-HFlv0PBvy4 https://www.youtube.com/embed/jTcmtFP2wMk

Окупаемость и прибыль во многом зависят от продавца. Главное — не переживать, если что-то идёт не по плану. Можно расширить ассортимент, изменить местоположение, улучшить качество продуктов. Немного усердия — и менее чем через год стабильная прибыль гарантирована.