Show

Онлайн кассы с 2017 года

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Этапы перехода на онлайн кассы                             • Регистрация онлайн кассы в налоговой

Плюсы и минусы онлайн кассы                                 • Итоговая сумма расходов на онлайн кассу

Стоимость онлайн кассы и обслуживание                 • Новые электронные чеки

Абонентская плата операторам                                 • Новые штрафы по ККТ

Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 290-ФЗ с 1 февраля 2017 года вместо привычных нам ККТ к ИФНС будут подключать только онлайн-кассы. А к 1 июля 2017 года представители абсолютно всего бизнеса, как малого, так и крупного, должны обновить (или модернизировать) старые ККТ на новое онлайн оборудование.

С помощью новых онлайн ККТ налоговики смогут в режиме реального времени получать информацию о всех кассовых операциях в вашей компании. Онлайн-кассы будут формировать чек не только в бумажном, но и электронном виде, что позволит отправлять покупателю чек по электронной почте или СМС.

В соответствии с письмом Минфина РФ от 30.03.2016 № 03-01-15/17988 налогоплательщики ЕНВД и патента, которым при некоторых условиях разрешено вообще не использовать кассовый аппарат, должны будут к 1 июля 2018 года в обязательном порядке перейти на онлайн ККТ. При этом расходы на переоборудование можно будет поставить в вычет по налогу.

ВНИМАНИЕ: реестр новых онлайн касс вы можете отслеживать на сайте налоговой.

Вот ссылка - https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/

Пока в нём мало моделей, но к концу 2016 года будет уже приличный выбор.

 

Этапы перехода на онлайн кассы

1) с 15 июля 2016 года – добровольный переход на онлайн кассы (по желанию).

2) с 1 февраля 2017 года – подключать к ИФНС будут только онлайн кассы.

3) с 1 июля 2017 года – абсолютно весь бизнес уже должен будет перейти на онлайн кассы.

4) с 1 июля 2018 года — налогоплательщики ЕНВД и патента должны будут в обязательном порядке применять онлайн ККТ, хотя на сегодняшний день им можно вообще обходиться без кассы.

Примечание: Дмитрий Медведев пообещал перенести сроки внедрения онлайн касс в регионах с медленным интернетом. Но на это «обещание» лучше не надеяться, а ориентироваться на указанные официальные даты.

 

Плюсы и минусы онлайн кассы

ПЛЮСЫ (со слов авторов проекта):

• Не нужно больше сдавать Z-отчёты

• Электронная постановка на учёт ККТ в налоговой. Как утверждают авторы проекта, онлайн технология позволит избежать стояния в очередях и излишней возни с документами.

• Так как налоговая может в режиме онлайн видеть все кассовые операции, то должно снизиться количество необоснованных выездных налоговых проверок. Хотя, конечно, для тех, кому есть, что скрывать, это отрицательный момент.

• Экономия по расходам на каждый кассовый аппарат. Скажем так: это ПОЛУ преимущество. Например, все владельцы ККТ знают, что ежегодно нужно производить замену ЭКЛЗ, стоимость которой от 7 000 до 12 000 рублей. В онлайн кассах вместо ЭКЛЗ будет установлен некий «ключ фискального признака».

Для УСН, ЕНВД и патента он будет действовать 36 месяцев, для Общей системы налогообложения — 13 месяцев. По-видимому, этот «ключ» тоже придётся менять на ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ, хоть и с меньшей периодичностью.

• При расчётах через интернет-магазин клиенту после покупки можно будет сразу отправить электронный чек. Это позволит полностью отказаться от бумажных чеков.

МИНУСЫ:

• Немалые расходы на переоборудование ККТ + плата за обслуживание и хороший бесперебойный интернет.

• Временные и денежные расходы на обучение персонала работе на онлайн кассах.

• Станет сложнее «мутить» в компании «чёрные и серые» дела.

• Психологический дискомфорт, что за каждым твоим рублём следят. Что любая невинная ошибка по невнимательности или технический сбой (а это совсем не редкость) может обернуться хорошим "геморроем".

Однако результаты эксперимента, проведённого в 2014 году (данные согласно РБК), по использованию онлайн-касс оказались не такими уж впечатляющими, нежели в теории. Так,  в Москве и ещё в 3х регионах серьёзным организациям удалось снизить издержки до 7 000 рублей, а представители малого бизнеса смогли сэкономить до 3 000 рублей.

 

Стоимость онлайн кассы и обслуживание

Перейти на новое оборудование можно 2 путями:

1) Модернизировать текущую модель (новый фискальный накопитель и программное обеспечение). Устройство некоторых касс как раз позволяет это сделать. Это самый дешёвый вариант — обойдётся в 10 000 — 20 000 рублей. Сейчас все основные продавцы кассовой техники активно предлагают эту услугу.

2) Купить новую кассу. Так как конкуренция среди производителей нового оборудования сейчас небольшая, то и цены на онлайн кассы готовятся заряжать немалые — порядка 20 000 — 40 000 рублей за 1 аппарат. У бизнеса всё равно нет выбора — закон обязывает их перейти на онлайн кассы, и аппараты придётся покупать даже за неадекватно высокие деньги.

Уже постепенно пополняется реестр онлайн касс (ссылка вверху). На 15 сентября 2016 года в реестре всего 6 моделей + их разновидности. Например, аппарат «ШТРИХ-ON-LINE» стоит 20 000 рублей в интернет-магазине.

Примечание: как уже было сказано выше, для обеспечения требуемого качества работы онлайн кассы нужен хороший интернет. То есть, если у вас есть с этим проблемы, то дополнительно придётся раскошелиться и на надёжного интернет-провайдера.

Онлайн-кассу можно завести в этом автоматизированном онлайн-сервисе.

 

Абонентская плата операторам за передачу данных

Если вы думаете, что придётся один раз потратится на покупку / модернизацию онлайн кассы, то спешим вас разочаровать. Это нововведение требует постоянных расходов. Дело в том, что придётся платить абонентскую плату операторам фискальных данных за передачу информации.

В год — 3 000 рублей за 1 кассу (оплата поквартально). Это один из самых оптимальных тарифов, который предлагают на рынке. Сейчас в реестре операторов пока 4 игрока:

ОператорСайтСтоимость услуг
«Первый ОФД»www.1-ofd.ruВсего 4 тарифа: самый дешевый – 3 000 руб./год, самый дорогой – 3 800 руб./год
ООО «Такском»taxcom.ruТоже 4 тарифа: самый дешевый – 3 000 / год, самый дорогой – 3 400 руб./год
ООО «Эвотор ОФД»evotor.ruНепонятно ничего на сайте, нет даже предложения этой услуги, не говоря уже и о ценах
ООО «Ярус»yarus-kkt.ruВ Яндексе данный сайт заблокирован как потенциально опасный в плане вирусов, мошенничества (на момент 25.09.2016)

 

Регистрация онлайн кассы в налоговой

Зарегистрировать ККТ можно будет 2 путями:

1) Через оператора фискальных данных (их список см. выше). Это будет стоить 2 000 — 3 000 рублей. По сути всё сделают за вас.

2) На сайте налоговой через специальный сервис (пока ещё не работает). Налоговики позиционирует этот способ как «БЕСПЛАТНЫЙ». Да, но есть один нюанс: для этой регистрации ККТ через интернет нужна цифровая электронная подпись. А сделать её стоит в среднем от 4 000 до 8 000 рублей.

 

Итоговая сумма расходов на онлайн кассу

РасходыСтоимость
Покупка новой онлайн кассы или модернизация старой ККТПокупка: 20 000 – 40 000 рублей

Модернизация: 10 000 – 20 000 рублей
Регистрация новой ККТ в налоговой2 000 – 3 000 рублей.

Если уже есть электронная подпись, то БЕСПЛАТНО.
Абонентская плата операторам за обслуживание3 000 в год

ИТОГО: 15 000 руб. на 1 кассовый аппарат – при самом лучшем раскладе / 45 000 руб. на 1 ККТ – наиболее затратный вариант, который, скорее, вероятен для крупного бизнеса, где требований к кассовой технике может быть больше. Ещё, скорее всего, к расходам добавится покупка «ключа фискального признака» (это аналог ЭКЛЗ), у которого ограниченный срок эксплуатации, но пока по этому моменту подробностей нет.

 

Новые электронные чеки

Согласно закону покупатель по желанию вместо бумажного чека может потребовать отправить ему электронный. Для этого уже разработано и тестируется МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ. Оно позже будет в свободном доступе для скачивания. То есть:

1) Говоришь продавцу, что тебе нужен электронный чек и даёшь ему свой телефон.

2) Продавец проводит манипуляции с вашим телефоном и кассовым сканером, передаёт данные.

Власти вместе с IT-специалистами посчитали, что такой порядок поможет избежать очередей и сократит время обслуживания по сравнению с тем, если отправлять электронные чеки посредством СМС или на электронную почту (ведь данные процессы происходят не сразу).

ВНИМАНИЕ: ожидается, что само содержание чеков тоже претерпит изменения — в нём нужно будет указывать более расширенные сведения.

 

Новые штрафы по ККТ

1) ИП или юр. лицо не применяет кассу вообще (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • Должностные лица — штраф от ¼ до ½ от суммы расчета, осуществленного без ККТ (минимум 10 000 руб.).
  • Юридические лица — штраф от ¾ до 1 суммы расчета, осуществленного без ККТ (минимум 30 000 руб.).

При повторном нарушении, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составляет 1 млн. рублей и более (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • Должностные лица - дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.
  • ИП и юр. лица - приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2) Применение контрольно-кассовой техники, не соответствующей установленным требованиям. Это, если, например, старую ККТ вовремя не поменяете на новые онлайн кассы. А также нарушение порядка регистрации ККТ; сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • Должностные лица — предупреждение или штраф 1 500 — 3 000 руб.
  • Юридические лица - предупреждение или штраф 5 000 — 10 000 руб.

3) ИП, юр. лицо не направляет клиенту чек или бланки строгой отчётности (БСО) в электронной форме или не выдаёт их в бумажном виде по требованию покупателя (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • Должностные лица — предупреждение или штраф 2 000 руб.
  • Юридические лица - предупреждение или штраф 10 000 руб.

 

Вендинг и закон о ККМ

Поправки к закону о ККТ касаются, в частности, производителей вендинговых автоматов и предпринимателей, занимающихся вендинговой торговлей. Владельцы вендинг‑автоматов, будучи налогоплательщиками ЕНВД или патентной системы налогообложения, были вправе не применять контрольно-кассовую технику (ККТ). Когда же закон с 1 июля 2018 года обяжет их это делать, то огромные расходы на переоборудование автоматов могут привести к практически полному исчезновению вендинговой торговли.

Помимо финансовой стороны вопроса, есть целый ряд причин, по которым предприниматели вендингового рынка не смогут выполнить требования закона о применении ККТ:

  1. Для установки онлайн-касс придется существенно изменить конструкцию автоматов, ведь в них не предусмотрено места под такое оборудование. Придется замещать кассовой техникой одно из устройств оплаты, а это может повлечь за собой лишение гарантии от производителя.
  2. Некоторые автоматы, например, продающие бахилы или гигиенические средства, работают без электричества, и установка кассовой техники в них невозможна.
  3. Если требуется сменить адрес контрольно-кассовой техники, необходимо будет в течение суток написать заявление в налоговую службу. Это создает дополнительные проблемы, так как аппараты довольно часто перемещают.

Сейчас в России функционируют около 240 тыс. торговых автоматов с годовым оборотом в 33,5 млрд руб., причем самые распространенные из них – от итальянских производителей Necta и Saeco – не годятся для установки ККТ. 20–30 тысяч отечественных моделей и некоторые импортные можно переоборудовать для применения онлайн-касс, но и в таком случае с рынка уйдет примерно ¾ операторов: тех, кто обслуживает не более сотни аппаратов, и затраты на ККТ окажутся для них непосильными.

По подсчетам, для переоборудования 100 автоматов понадобится 4 млн руб. (по 40 000 руб. на каждый), к этому нужно прибавить стоимость обслуживания в течение года – 2,8 млн руб. Таким образом, расходы по установке ККТ на всем вендинговом рынке могут превысить сумму в 9,6 млрд руб.

Есть ли альтернатива? В Белоруссии и отдельных странах Европы в торговые автоматы встроены модемы для передачи отчетности по интернету. Этот способ хоть и менее затратный, но тоже не по карману многим операторам. К тому же, некоторые автоматы располагаются в подземных парковках или цокольных помещениях, где трудно обеспечить соединение с интернетом.

Поэтому на сегодняшний момент из-за неопределенности по вопросу установки ККТ в вендинговые автоматы их продажи упали на 23,5% по данным на 2015 год.