ОГЛАВЛЕНИЕ
• Нужен ли расчётный счёт для ИП и ООО
• Личный счёт для деятельности ИП: можно ли?
• Закрытие
Нужен ли расчётный счёт для ИП и ООО в 2018-м?
Расчётный банковский счёт для ИП и ООО по закону заводить необязательно. Но организациям в любом случае придётся открыть счёт в банке, потому что они вправе уплачивать налоги и сборы только в безналичной форме. Что касается ИП, то расчётный счёт может им понадобиться в следующих случаях:
1) Если деятельность предполагает обслуживание банковских карт клиентов.
2) Личный выбор: по безналичке удобно оплачивать налоги, сборы в налоговую и страховые фонды.
3) Если деятельность ИП предполагает проведение денежных операций в суммах свыше 100 000 руб. Дело в том, что по закону на наличные расчёты в рамках одного договора наложено ограничение в сто тысяч рублей (это же касается и ООО, см. подробнее: Лимит расчёта наличными).
4) Если у ИП установлен лимит наличных денег в кассе, т.к. всю наличность свыше установленного лимита необходимо в конце дня сдавать в банк для внесения на расчётный счёт (это же касается и ООО). Но с 2014 года ИП и малые организации имеют право не устанавливать кассовый лимит.
Личный счёт для деятельности ИП: можно ли?
Согласитесь, если уж начали серьёзную предпринимательскую деятельность, гораздо удобнее для учёта разделять личные средства и средства, полученные от бизнеса, чтобы не возникало никакой путаницы. Открыть расчётный счёт буквально день-два и если уж понадобится, то с него так же быстро можно перевести деньги на личный счёт.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ: Каких-либо определённых запретов использования личного счёта в деятельности ИП законами РФ не предусмотрено. Ответственность за это тоже не установлена.
В соответствии с п. 1.1 ст. 86 НК РФ “Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита)…организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем”.
ПОЗИЦИЯ БАНКОВ: А вот, как правило, в банковском договоре на обслуживание личного счёта есть пункт, в котором сказано, что вы не вправе использовать его для предпринимательской деятельности.
Банк обычно всегда проводит границу между личными счетами и предпринимательскими счетами. Вся ответственность за нарушение договорных обязательств прописана в самом договоре.
Есть один возможный минус использования личного счёта в предпринимательской деятельности: поступления на личный счёт ФНС может классифицировать как доход физического лица, соответственно, эти суммы будут подлежать обложению НДФЛ 13 %. Для того, чтобы избежать ненужного налогообложения, важно вести раздельный учёт денежных средств на счёте.
Документы для открытия
С начала мая 2014 года уведомлять налоговую и ПФР об открытии / закрытии р/с — НЕ надо. Теперь это делает сам банк. Советуем уточнять перечень документов согласно требованиям конкретного банка.
ВНИМАНИЕ: с 1 сентября 2016 года действует упрощённый порядок открытия расчётного счёта. Теперь не нужно предоставлять свидетельства о госрегистрации и постановке на учет в налоговой. Эти сведения банк самостоятельно получает от ФНС.
НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ИП:
- Паспорт
- Лицензия, если осуществляется лицензируемая деятельность
- Карточка по форме № 0401026, содержащая образец своей подписи или подписи лица, которое уполномочили подписывать банковские документы от своего имени. Если есть печать, то в карточке также нужно сделать её оттиск. Это оформляют в банке на месте.
НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ООО:
- Устав ООО с печатью налоговой инспекции
- Решение или протокол о создании юридического лица и назначении руководителя
- Лицензия, если осуществляется лицензируемая деятельность
- Карточка по форме № 0401026, содержащая образец своей подписи или подписи лица, которое уполномочили подписывать банковские документы от своего имени. Если есть печать, то в карточке также нужно сделать её оттиск. Это оформляют в банке на месте.
- Документы, удостоверяющие личность должностных лиц
Как выбрать банк
Самый главный совет, открываете ли счёт, берёте кредит или что-то ещё: ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА! ОТ И ДО! Не секрет, что любой банковский договор содержит юридические, экономические нюансы, которые в дальнейшем могут выйти боком, поэтому:
Что-то непонятно — спрашивайте у сотрудников, сомневаетесь — спрашивайте.
Сейчас море предложений: сравните условия, тарифы, сервис. Какие-то банки предоставляют даже бесплатное обслуживание, правда, с ограничивающими условиями. Почитайте отзывы клиентов.
Обычно советуют выбирать из крупных, авторитетных банков. Да, цена за обслуживание у них выше. Но у них, как правило, более прогрессивные интернет-сервисы по управлению вашими финансами на счету, широкая сеть банкоматов с хорошей организацией, ну и что немаловажно — это надёжность.
Закрытие
С 1 мая 2014 года не нужно уведомлять какие-либо организации о закрытии расчётного счёта. При снятии с учёта в качестве ИП закрытие расчётного счёта в банке не является обязательной процедурой. Можно этого и не делать. В Налоговом Кодексе требований по этому поводу нет.
Однако в банковском договоре, который вы подписали, тем самым согласившись на все его условия, вполне может быть пункт, в котором говорится, что при прекращении деятельности ИП вы должны закрыть р/с.
Многие предприниматели по опыту рекомендуют всё же закрыть расчётный счёт, дабы избежать в будущем каких-то мелких претензий и неприятностей. Тем более, что это совсем недолго. Если есть денежный остаток, переведите его на другой счёт, либо можно снять со счёта и получить наличными.