Юридический адрес организации (ООО)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Способы получения юридического адреса

Документы, подтверждающие получение юр. адреса

Достоверность сведений о юридическом адресе + последствия

Термин «юридический адрес» очень популярен в деловой среде, он указывается в договорах, счетах-фактурах и прочей официальной документации организации.

Законодательство РФ термина «юридический адрес» не содержит. Закон указывает лишь на «место нахождения юридического лица» (статья 54 ГК РФ), т.е. место государственной регистрации юридического лица, но не связывает это понятие с конкретным адресом. Место нахождения юридического лица – это адрес, по которому организация зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

По этому адресу может осуществляться официальная связь с действующим исполнительным органом предприятия – обычно это генеральный директор. Регистрация ООО, равно как и дальнейшее официальное ведение его хозяйственной деятельности без данных о месте нахождения невозможны.

В российском деловом обиходе  законодательный термин «место нахождения юридического лица» не прижился, употребляется его более простой неофициальный аналог «юридический адрес». О нем и пойдет речь ниже.

Юридический адрес организации – это своего рода «прописка» предприятия, позволяющая государству контролировать хозяйственные отношения с ним и владеть информацией о его местонахождении.

Юридический адрес указывается во всех уставных документах организации при её регистрации в ЕГРЮЛ и на него доставляются уставные документы при невозможности личного получения их учредителем в Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы (МИ ИФНС).

Юридический адрес указывается при регистрации в налоговой, фонде обязательного социального страхования (ФСС), пенсионном фонде, фонде обязательного медицинского страхования (ОМС), на него также отправляется почтовая корреспонденция, в том числе и от официальных инстанций. По этому адресу проводятся налоговые проверки.

 

Способы получения юридического адреса

Юридическим адресом организации может быть:

  • Домашний адрес учредителя либо генерального директора;
  • Адрес нежилого помещения в собственности;
  • Адрес арендованного помещения;
  • Адрес, приобретенный в юридической компании

1) Регистрация ООО на домашний адрес может быть удобна для небольших фирм, которым для работы не нужно снимать отдельное помещение. В качестве юридического может быть указан домашний адрес учредителя, либо генерального директора при наличии у них этому адресу постоянной прописки, либо временной регистрации.

Если учредитель, либо генеральный директор не являются собственниками жилья, они должны получить официальное согласие от собственника на регистрацию в нем юридического лица и осуществление хозяйственной деятельности. Если собственник в жилье не прописан — зарегистрировать компанию на этот адрес не получится.

Регистрация организации на домашний адрес позволит избежать расходов на содержание юридического адреса и получать всю корреспонденцию на дом, кроме того — чиновники не имеют права проникать в жилое помещение без постановления суда. Необходимо помнить о том, что налоговая инспекция может отказаться зарегистрировать ООО на адрес жилого помещения, если сочтет его неподходящим для деятельности предприятия. Кроме того, некоторые банки также могут отказаться открывать расчетный счет, а также могут возникнуть трудности с получением лицензий.

Смена прописки учредителя, либо генерального директора повлечет за собой необходимость в смене юридического адреса. Кроме того, любой желающий легко сможет узнать о вашем месте жительства по информации в ЕГРЮЛ, либо на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС).

2) Регистрация организации по адресу нежилого помещения, находящегося в собственности – самый удобный вариант как для вас, так и для налоговой. Для этой цели используются как офисные, так и производственные помещения (например, склады). Недостаток здесь только один — не каждая организация имеет в собственности нежилое помещение и уж тем более, может позволить себе его приобрести.

3) Регистрация ООО по адресу арендованного помещения – тоже очень хороший вариант для налоговой инспекции. Этот способ получения юридического адреса широко распространен, но при смене помещения вам придется вносить изменения в ЕГРЮЛ. Кроме того, бывают арендодатели, которые не соглашаются на регистрацию фирмы по арендуемому объекту недвижимости.

4) Регистрация организации по адресу, приобретенному в юридической компании – подходящий выбор в том случае, если у предпринимателя нет намерений  длительно арендовать офисное (производственное) помещение, либо он пока не выбрал помещение для аренды, либо оно ему вообще не нужно на постоянной основе. В специализированной юридической компании предприниматель может «купить» юридический адрес.

Фактически предметом покупки является пакет документов для регистрации юридического адреса в ИФНС, включающий гарантийное письмо от собственника коммерческой недвижимости о том, после государственной регистрации организации он заключит с ней договор аренды помещения (см. пакет документов для регистрации юридического адреса)

При покупке юридического адреса клиент заключает с юридической компанией договор, который может быть однократным, либо заключенным на длительный срок. Первый вариант подразумевает, что юридический адрес необходим только на момент регистрации фирмы: сотрудники налоговой проверят этот адрес по своей базе, убедятся в его существовании и зарегистрируют компанию. Организации больше этот адрес не нужен — вовремя сдавать отчетность можно и без него, неприятностей с налоговой инспекцией нет – и хорошо. Стоит эта услуга недорого, оплачивается один раз.

Договор на длительный срок заключается при заказе дополнительного обслуживания юридического адреса — например, почтово-секретарского обслуживания, которое состоит в получении почтовой корреспонденции и информирования о телефонных звонках. Такое обслуживание создает иллюзию полноценного офиса с секретарем, но обходится в десятки раз дешевле, нежели аренда офисного помещения и найм персонала.

Преимущество покупки юридического адреса состоит в серьёзной экономии на аренде, а недостатком является рискованность – предоставленный Вам юридический адрес вполне может быть занесен в «черный список» Федеральной налоговой службы как «адрес массовой регистрации», поэтому прежде, чем принять решение о покупке, необходимо:

  • обязательно проверить приобретаемый юридический адрес на массовость с помощью онлайн-сервиса на официальном сайте ФНС,
  • самостоятельно удостовериться в существовании данного адреса – в том, что здание существует, достроено, не заброшено и т.п.

 

Документы, подтверждающие получение юридического адреса

В зависимости от выбранного способа получения юридического адреса, при регистрации организации в ФНС дополнительно к основным понадобятся следующие документы:

Способ получения юридического адреса                                       Документы
Домашний адрес учредителя, либо генерального директора
  • Свидетельство о праве собственности (заверенная или обычная копия, зависит от требований ФНС);
  • Согласие собственника в произвольной форме (в случае, если вы им не являетесь);
  • Согласие всех прописанных жильцов;
Собственное нежилое помещение Свидетельство о праве собственности (заверенная или обычная копия, зависит от требований ФНС)
Арендованное нежилое помещение

Покупка юридического адреса в специализированной компании

Гарантийное письмо от арендодателя о том, что после регистрации организации ей будет предоставлен юридический адрес. Среди реквизитов гарантийного письма особое значение имеет телефон арендодателя, по которому он может подтвердить предоставленную в письме информацию.

Если налоговикам не удастся связаться с арендодателем по указанному телефону, возможен отказ в регистрации.

Все вышеперечисленные документы не являются обязательными при регистрации, но на практике обычно требуются, поэтому лучше их на всякий случай подготовить либо заранее позвонить в налоговую и уточнить этот момент.

 

Достоверность сведений о юридическом адресе

Несмотря на то, что закон не обязывает заявителя документально подтверждать достоверность сведений, предоставляемых для регистрации юридического лица, в соответствии с п.3 ст. 51 закона №134-ФЗ уполномоченный государственный орган обязан проверить достоверность данных, включаемых в ЕГРЮЛ.

Следует знать, что помимо «массовых юридических адресов», недостоверными могут быть признаны:

  • Юридические адреса «привидения» — здания, существовавшие в прошлом, в настоящий момент снесенные и существующие только на бумаге.
  • Условные почтовые адреса — адреса незавершенного строительства и объектов, не сданных в эксплуатацию.
  • Адреса государственных объектов — адреса государственных учреждений, воинских частей и т.п.
  • Отказные адреса — адреса объектов недвижимости, в которых собственник документально запрещает регистрировать юридическое лицо и вести хозяйственную деятельность.

 

Последствия недостоверных сведений о юридическом адресе

Если сведения о юридическом адресе будут признаны недостоверными, то в регистрации будет отказано, но если заявитель представит в ФНС документальные доказательства того, что по указанному адресу с ним может быть осуществлена связь, то отказа в создании организации не последует. Правда, закон не уточняет, какие это могут быть доказательства.

Если ООО уже зарегистрировано, ведет хозяйственную деятельность и в это время налоговому органу станет известно о том, что связь с организацией по зарегистрированному юридическому адресу невозможна, то налоговый орган направит руководству организации соответствующее уведомление.

Уведомление будет содержать запрос достоверных сведений о местонахождении фирмы и сроки, в течение которых необходимо данные сведения предоставить. Если корректная информация о местонахождении не станет известна в указанные сроки, ФНС направит обращение в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица.

Последствиями могут быть полная ликвидация организации, расторжение договора банковского счета, неполучение официальной корреспонденции из государственных, налоговых органов и т.п., а также штрафы за нарушение порядка постановки на налоговый учет.

Во избежание отказа в регистрации либо ликвидации ООО, покупать либо арендовать юридический адрес лучше в крупной специализированной компании, предоставляющей гарантию соответствия арендуемого юридического адреса всем законодательным требованиям, а также самостоятельно проверять достоверность сведений о юридическом адресе, предоставляемом такой компанией.

Также можно порекомендовать обеспечить получение всей почтовой корреспонденции из официальных государственных органов путем аренды почтового абонентского ящика в отделении Почты России по месту регистрации, либо приобретая почтово-секретарское обслуживание, а также установить в месте расположения юридического адреса вывеску с указанием названия и контактов организации.

Поделиться с друзьями
ИП-справка.Ру
Добавить комментарий